Генетические изменения в раковых опухолях шеи и головы, возможно, не связаны с эффективностью лечения

Согласно выводам, сделанным после проведения нового исследования, опубликованного в январском выпуске журнала «Cancer Research», несмотря на то, что большая часть онкозаболеваний шеи и головы имеет дерегуляцию биологического пути PI3K/AKT/mTOR, это не обязательно означает, что собственно опухоль является от него зависимой в вопросе выживания и прогрессирования.

Онкозаболевания в целом и опухоли головы и шеи, в частности, являются гетерогенными и имеют большое количество генетических альтераций, что делает их резистентными по отношению к специфическим методам лечения. В связи с тем, что рак связан с генетическими патологиями, геномические и протеомические биомаркеры являются наиболее используемыми для создания специализированного терапевтического вмешательства при различных онкозаболеваниях.

Исследование показало, что биологический путь PI3K/AKT/mTOR является дерегулированным у большинства твердых опухолей, поэтому несмотря на то, что лечение с применением mTOR-ингибиторов приводит к хорошим результатам, однако, этот метод не является одинаково эффективным для всех пациентов.

Для своего исследования ученые использовали системный биологический подход, более известный как экплантатная модель опухоли, для различения так называемых драйверных мутаций, которые являются важными для жизнедеятельности опухоли, от остальных. Такое разделение важно для разработки новых рациональных комбинаций антираковых агентов.

Ученые собрали свежие образцы раковых тканей у 22 пациентов с онкозаболеванием головы и шеи и провели эксплантатные эксперименты в живом организме. Были отмечены те ткани, что реагировали на рапамицин, являющийся mTOR-ингибитором. Однако, даже при сочетании рапамицина с ингибитором AKT, определенная часть пациентов на лечение не реагировала. Таким образом, исследователи заключили, что развитие опухоли и ее прогрессирование зависят от нескольких биологических путей.