Кариесогенная бактерия может оставаться в организме ребенка даже после лечения кариеса

Портланд, Орегон (США): В ходе недавно проведенного и опубликованного исследования американские ученые обнаружили, что некоторые штаммы бактерий, связанных с зубным кариесом, доминировали у детей даже в течение года после проведения лечения бактериальных бляшек и кариеса.

В исследовании, проведенном год назад, принимали участие семь трех-пятилетних детей, которые имели тяжелую степень раннего детского кариеса и которые прошли полный курс стоматологической реабилитационной программы всей полости рта, включая и аппликации хлоргексидина глюконата, а также амальгамы, композита и установку коронок в детской стоматологической клинике университета. У каждого участника были взяты образцы бактериальных бляшек до начала терапии, а также через две или четыре недели и шесть месяцев после окончания эксперимента.

Исследователи обнаружили 37 штаммов Streptococcus mutans и 2 штамма Streptococcus sobrinus, которые присутствовали в течение всего времени исследования. Обе бактерии тесно связаны с развитием зубного кариеса. Несмотря на то, что восстановительная стоматологическая терапия снижает многообразие оральных стрептококков с нескольких генотипичных штаммов до одного или двух доминантных штаммов в течение пост-терапевтического периода у большинства пациентов, ученые смогли идентифицировать шесть новых штаммов группы S. mutans, которые возникли на протяжение года после проведения терапии. По их мнению, это, скорее всего, было результатом повторной инфекции от первичного опекуна или окружающих.

Более того, некоторые штаммы бактерий оказались резистентны к воздействию ксилитола, тем самым обнаружив возросший кариесогенный потенциал. Ксилитол является сахарным спиртом, способным снижать формирование бактериальных бляшек и подавлять рост кариесогенных бактерий; он входит в состав стоматологических продуктов, например, жевательной резинки.